Визуальные образы Сада. Воспоминания об Эдеме
Аннотация к выступлению Евгения Георгиевича Пономаренко

Сад Евгения и Валентины расположен неподалеку от Горячего Ключа, Краснодарского края, в уникальной природной котловине, окруженной хребтами Котх и Пшаф, Лысой, Золотой и Китай горами. Не зря, расположенная там маленькая станичка, называется Пятигорской. Здесь протекает горная речушка Каверзе, а из скважин бьет минеральная вода, такая же изумительная, как и в Карловых Варах.

Петербургская художница Наталья Тур. «Весна в Саду Евгения и Валентины». 2019 год

Находящийся там Сад, Евгений и Валентина возделывают уже двадцать лет. По их мнению, любой человек, создающий Сад, подобен Творцу.

Создавая свой Сад, человек пытается воплотить в жизнь свое понимание прекрасного.

И еще. Сад, по их мнению, — это модель мироздания, которую ты создаешь из подручных средств, сообразно твоим представлениям о прекрасном. Он вбирает в себя взгляд на мироустройство того, кто его возделывает.

Говорят, что Вселенная представляет собою «одеяние» Творца, несущего в целом образ и подобие своего Создателя. Так и сады могут рассказать нам об устройстве своих творцов едва ли не больше, чем они могут сообщить о себе сами.

Утро в Саду Евгения и Валентины

Таким образом, человеку, как Творцу и Созидателю, предоставляется шанс создать свою модель Рая. Эта попытка не обязательно завершится успехом, ибо довести этот проект, хотя бы концептуально до конца, очень и очень сложно. Однако, стремиться к этому необходимо.

Фрагмент Сада Евгения и Валентины после дождичка в июльский четверг

В процессе созидания своего детища, садовод испытывает смутное томление, уходящее корнями в древние глубины времени, когда его прародители Адам и Ева, еще пребывали в Эдеме. И изгнали их оттуда, либо они ушли сами – это еще огромнейший мировоззренческий вопрос!

Новый год в Саду Евгения и Валентины

Любой сад — в первую очередь, произведение искусства. Вместе с тем всякий сад следует рассматривать как явление пограничное: это искусство и не только искусство, так как природа дает садоводу-художнику свои «слова», и, пользуясь ими, он выражает новое «человеческое» содержание.

При этом природа, наряду с человеком, всегда остается соавтором произведения, ибо только она властна над зеленью деревьев, гладью озер, жизнью цветов и окраской листвы — она режиссер «драматических событий», постоянно разыгрывающихся сюжетов, как в большом саду, так и в маленьком бабушкином палисаднике.

Первомайская цветущая сакура в Саду Евгения и Валентины

Сад – всегда откровение! Сад должен быть наполнен смыслами и символами. Сад – это всегда визуальные образы. Индивидуальность Сада во многом определяется сочетанием растительности и различных фрагментов садово-парковых композиций. В противном случае – это бескрайняя степь, либо непроходимая тайга.

О том, как эта идея реализуется на практике, Евгений Георгиевич Пономаренко и расскажет в своем выступлении «Визуальные образы Сада. Воспоминание об Эдеме» на II Форуме Русского Общества Открытых Садов, который пройдёт в  усадьбе Марьино под Петербургом 04 августа 2019 г.